Гидроэнергетика в лицах
Генрих Осипович Графтио родился 26 декабря 1869 года в городе Двинске (Латвия) в семье железнодорожного техника-изобретателя Осипа Ивановича Графтио, потомка дворянского рода из Нидерландов.
Начав учёбу в Московской гимназии, Генрих Осипович продолжил её в Севастополе, потом – опять в Москве. В 1888 году студент завершил обучение в гимназии при Ришельевском лицее города Одессы и поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета.
Генрих Осипович стремился приобрести специальные теоретические знания, которые будут полезны в дальнейшей практической деятельности в области железнодорожного строительства, и в 1892 году он поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения имени императора Александра I. В институте Г. Графтио основательно изучил вопросы электроэнергетики и задумался над возможностью использования огромных запасов рек для электрификации России.
В 1896 году Г.О. Графтио окончил институт инженеров путей сообщения и был утверждён в «звании инженера путей сообщения с правом составления проектов и производства всякого рода строительных работ и с правом на чин коллежского секретаря при поступлении на государственную службу» [1,2].
Для повышения практической подготовки он был направлен за границу, где находился с июля 1896 по октябрь 1899 года, работал и перенимал опыт на лучших заводах Европы и США. Его заметили, предлагали остаться, но Г.О. Графтио вернулся на родину зрелым, сформировавшимся инженером, готовым служить Отечеству.
По возвращении в Россию инженер очень скоро выдвинулся в ряд ведущих специалистов. Он создал первый в России проект железной дороги с электрической тягой, составил проекты электрификации железных дорог Крыма и Закавказья.
В период с 1900 по 1906 года Генрих Осипович проектировал и строил железные дороги, принимал участие в проектировании и строительстве первой очереди Петербургского электрического трамвая.
В 1907 году академик читал курсы и руководил дипломными проектами по электрификации железных дорог и по гидроэлектрическим силовым установкам в Петербургском электротехническом институте. С 1921 года Генрих Осипович стал профессором, а в 1924 году был назначен директором этого института, одновременно возглавлял кафедру электрических станций.
Он принимал активное участие в разработке и реализации плана ГОЭЛРО. Главным идейным вдохновителем плана электрификации стал Генрих Графтио. Когда план только разрабатывался, Генрих Осипович придумал ему сокращенное название: ГОЭЛРО [1,4].
С 1911 года инженер Графтио состоял инспектором министерства путей сообщения по строительству Ораниенбаумской электрической железной дороги.
На протяжении длительного периода времени инженер разрабатывал проект Волховской гидроэлектростанции. В 1914 году он представил эскизный вариант силовой станции на Волхове, который смог осуществиться после Октябрьской революции 1917 года.
В 1918 году Г.О. Графтио приступил к работам по сооружению первой крупной гидроэлектростанции в Советской России.
В период с 1918 по 1920 год Г. Графтио был помощником главного инженера Волховстроя, а с 1921 по 1927 год – главным инженером строительства Волховской ГЭС.
19 декабря 1926 года состоялся пуск Волховской ГЭС.
Многолетняя мечта сбылась. Перед Генрихом Осиповичем Графтио и его женой Антониной Адамовной весь в огнях расположился их долгожданный первенец – Волховская ГЭС, которому они подарили всю свою любовь. Он родился 19 декабря – в день Святителя Николая Чудотворца и был освящён Архангелом Михаилом [1].
Волховская ГЭС много трудностей преодолела на своем трудовом пути. Вот как их описывает корреспондент газеты «Первая Крымская» Михаил Володин: «Восемь турбоагрегатов суммарной мощностью 64 тыс. кВт решили проблему энергоснабжения Ленинграда и области. Кроме того, благодаря созданному плотиной подъему уровня реки и шлюза было обеспечено безопасное сквозное судоходство по Волхову на всем его протяжении.
В годы войны Волховская ГЭС обеспечила энергоснабжение блокадного Ленинграда. Для поставки электричества по дну Ладожского озера был проложен кабель, который называли «кабелем жизни»» [4].
У кабеля есть и второе имя – «кабель с денежкой». К августу 1942 года в тяжелейших условиях ленинградский кабельный завод «Севкабель» выпустил свыше 100 км бронированного подводного кабеля с бумажной изоляцией. При производстве кабеля в Ленинграде не нашлось кабельной бумаги для изоляции, вместо неё применили бумагу для выпуска денег с водяными знаками. Отсюда пошло второе название легендарного кабеля – «кабель с денежкой» [5].
На этом энергичный инженер не остановился. Вслед за строительством ГЭС на Волхове Генрих Осипович приступил к возведению Нижнесвирской ГЭС, блестяще посрамив скептиков, утверждавших, что для равнинной России гидроэнергетика не подходит. Это была первая в мире станция, построенная на слабых грунтах. Данный опыт позволил впоследствии возводить подобные сооружения на Волге и других реках [4].
Сам ученый обо всем этом говорил просто: «Я писал свои труды бетоном и железом».
Далее в 1928 году инженер-энергетик стал главным инженером Нижне - Свирской ГЭС, которая носит его имя [1].
Одновременно он выступал консультантом на Днепрострое.
После завершения строительства Нижнесвирской ГЭС Графтио сделал полуторачасовой доклад на заседании Шведского общества инженеров. После обсуждения доклада председатель общества подвел итог: «Прежде мы были приучены к тому, чтобы искать самое лучшее на Западе. Впредь мы будем искать это на Востоке» [4].
В марте 1932 года, незадолго до завершения строительства, профессор Ленинградского электротехнического института Г. Графтио был избран действительным членом АН СССР, причем у академиков не было никаких сомнений в том, что он этого заслуживает.
В 1938 году Генрих Осипович был назначен главным инспектором по строительству гидроэлектростанций Министерства электростанций СССР.
В нелегкий военный период он не изменил любимому делу. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945г. Графтио занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования.
В послевоенное время ученый проводил большую работу по развитию гидроэнергетики восстановленных районов страны [1].
Инженерную и организационную деятельность по сооружению ГЭС академик сочетал с научно - исследовательской.
Под редакцией Графтио опубликованы многие научные статьи, в т.ч. «Волховстрой» (1931); «Как строится Волховская гидроэлектростанция» (1924); «Материалы по исследованию р.Волхова и его бассейна» (1924-1929); «Свирьстрой»(1935-1938) [1].
Генрих Осипович Графтио умер в Ленинграде 30 апреля 1949 года, похоронен на Большеохтинском кладбище. Ученый прожил тяжелую и героическую жизнь, он сравнивал строительство ГЭС с боем и упорно двигался лишь в одном направлении – в направлении созидания. «Качество, - говорил Графтио, - должно иметь только один сорт – первый, и гидроэлектрическая станция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды» [3].
Правительство высоко оценило достижения академика Г.О. Графтио:
- в 1927 году он был награждён орденом Трудового Красного Знамени - за строительство Волховской ГЭС;
- в 1936 году – орденом Ленина за участие в составлении и реализации плана ГОЭЛРО.
В 1959 году к 30-летию Волховской ГЭС в небольшом скверике напротив здания станции был открыт памятник Г.О. Графтио [1].
В доме Г.О. Графтио в г.Волхове находится историко-краеведческий музей. В этом доме, построенном в 1924 году специально для приемов и государственных приемочных комиссий, Графтио занимал только рабочий кабинет на первом этаже и две жилые комнаты на втором. 26 декабря 1969 года – в день столетия со дня рождения Генриха Осиповича, на доме установлена мемориальная доска [1,3].
В 1979 году режиссёром Геннадием Казанским был снят биографический фильм
«Инженер Графтио», в котором роль Графтио сыграл Анатолий Папанов.
Список использованных источников
- Человек, покорявший реки
(к 145- летию со дня рождения Г.О. Графтио) методические рекомендации.
- Электронный мемориал
«ПомниПро» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pomnipro.ru/memorypage10480/biography (дата обращения 09.12.16)
- Малышев М.В. Турбины
Каплана главных генерирующих агрегатов государственной Нижне-Свирской
гидроэлектрической станции. Под редакцией академика Г.О. Графтио. – СПб.: «Гуманистика»,
2014. 368 с.
- Володин М. Генрих Графтио
и его план электрификации всей страны // Информационно-аналитическая газета
«Первая Крымская» № 457 от 11.01.13. URL: http://1k.com.ua/457/details/9/1 (дата обращения 09.12.16)
- Форум на Цугундере. Тема: Кабель жизни [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://zugunder.com/index.php?topic=139735.0 (дата
обращения 09.12.16)