Музей гидроэнергетики

Каналы

Первые искусственные водные пути

Первым искусственным водным путем, созданным в России, была Вышневолоцкая система. История ее строительства представляет безусловный интерес и заслуживает более подробного освещения.


История строительства водного пути началась 12 января 1703 года, когда Пётр I подписал указ о строительства канала между реками Цной и Тверцой. Руководство строительством было возложено на царского стольника князя М. П. Гагарина; техническое руководство осуществляли пять голландских мастеров во главе с Адрианом Гаутером. Строительство канала длиной 2811 м и шириной 15 м с двумя шлюзами было закончено весной 1709 года. Сначала канал получил имя Гагаринского (в честь князя М. П. Гагарина), а затем Тверецкого.

Это была первая дорога из Москвы в столицу, и уже после её постройки с 1712 года по указанию Петра I началось строительство столичного тракта между Москвой и Санкт-Петербургом, который взял на себя часть пассажирских и грузовых перевозок того времени.

Уже летом 1709 года стало ясно, что канал построен неправильно: воды для свободного хода судов не хватало. Доводку проекта осуществил инженер-конструктор М. И. Сердюков, также известный как Бароно Имегенов, бурят по национальности. 26 июня 1719 года Пётр I издал указ об отдаче М. И. Сердюкову в содержание Вышневолоцкого судоходного пути. Среди предпринятых Сердюковым мер были починка шлюзов, чистка канала, воды реки Шлины были направлены в Цну. В 1722 году был построен Цнинский канал длиной 1280 м, построен шлюз, что позволило обойти опасный для судоходства рукав реки Цны. На Цне была выстроена плотина.

В 1774 году Вышневолоцкая водная система была выкуплена государством у потомков М. И. Сердюкова. После этого водная система была серьёзно перестроена с целью повышения уровня воды: деревянный бейшлот был заменён гранитным, повышены дамбы и др. Позже, в начале XIX века были построены Мариинская и Тихвинская водные системы, которые стали новыми водными дорогами из центральной России в Санкт-Петербург.

В 1943—1947 годах была осуществлена очередная реконструкция Вышневолоцкой водной системы, в ходе которой был построен пятикилометровый Ново-Тверецкий канал, увеличена до 109 км² площадь водохранилища. Данные изменения были произведены для увеличения обводнения верховьев Волги.


Рис. 1. Отражение Богоявленского собора в водах Цнинского канала.

Система использовалась для массового транзитного судоходства до конца XIX века. В 1870 году через водную систему прошло 805 судов, в 1872 — только 406, потом дошло до двух сотен (в начале XIX века ежегодно проходило свыше 4000 судов). К началу 1890-х годов движение по системе к Петербургу прекратилось. Сказалась конкуренция со стороны Николаевской железной дороги и более удобной Мариинской водной системы. В дальнейшем Вышневолоцкая водная система использовалась только для местного движения и сплава леса (в том числе и до Петербурга).

Рис. 2. Вышневолоцкая плотина

В настоящее время в Перечень внутренних водных путей России включены два участка Вышневолоцкой водной системы: Вышний Волочёк — плотина на реке Мста (25 км) и Вышний Волочёк — посёлок Здешево (8 км).